Снаряжение и техника

Снегоход Буран, техническая характеристика и особенности конструкции

Снегоход Буран, техническая характеристика и особенности конструкции

Опыт использования снегоходов для охоты на волков не велик. Раньше довольно успешно для преследования волков применяли аэросани, часто кустарного производства. Сколько охотников ломали руки, получали смертельные раны головы, заводя пропеллер этих аэросаней. Большим преимуществом аэросаней была возможность преодоления оврагов. Аэросани на большой скорости за счет собственного механизма движения буквально пролетали овраги шириной 3-4 метра.

Как рассказывает Р.Гумеров из Шарлыского района Оренбургской области, один его друг в немецком селении увидел аэросани и загорелся желанием сконструировать подобное для охоты. Года через два достиг цели, прекрасные аэросани были собраны. Конструктор-умелец для этого использовал двигатель, пропеллер и лыжи от самолета АН-2 и мог набирать скорость на этих аэросанях до 100-200 км/ч. Вскоре, в тот же год он разбился насмерть, пролетая через речку, ударившись об крутой берег. Его тело нашли только через три дня поиска.

У нас в стране первая заводская партия снегоходов "Буран" была отправлена на Север для опытной эксплуатации в 1973 году и в 1974 году. Примерно в это же время с этих снегоходов были отстрелены первые волки. И сегодня снегоход "Буран", выпускаемый акционерным обществом "Рыбинские моторы", является одним из самых популярных среди охотников нашей страны. Эти снегоходы просты в эксплуатации, надежны, имеют большую проходимость.

Снегоход "Буран" - лыжно-гусеничная машина с двумя гусеницами, имеет одну опорно-поворотную лыжу. Наличие двух гусениц неоднократно выручало охотников. В случае обрыва или поломки механизмов одной гусеницы охотник, хотя и с трудом, мог возвращаться домой на втором, работающем.

А наличие одной лыжи, расположенной по середине корпуса снегохода в сочетании с мощным полукруглым передним бампером позволяет без особого усилия, раздвигая небольшие деревья с диаметром ствола до 3-4 см, легко передвигаться по лесу.

Снегоходы "Буран" выпускаются в нескольких модификациях. Основные: СБ-640 А, СБ-640 М, СБ-640 МД, которые имеют двигатель мощностью 28 л. с., запускаются от ручного стартера, имеют рессорную подвеску лыжи, гусеницы длиною 2870 мм.

В качестве топлива во всех моделях снегохода "Буран" применяется стандартный бензин с октановым числом не менее 76.

В отличие от первых моделей, снегоход "Буран" СБ-640 М имеет двигатель мощностью 34 л. с., ручной стартер. Лыжи у них могут быть с телескопической или рессорной подвеской, длина гусениц 2870 мм.

Снегоходы "Буран" СБ-640 МД в отличие от вышеописанных имеют гусеницы длиною 3700 мм. По желанию покупателя на эти снегоходы может быть установлена система электрозапуска.

Как и во всех отечественных и импортных снегоходах движение "Бурана" осуществляется путем передачи крутящего момента с коленчатого вала двигателя через клиномерную передачу вариатора на ведущий вал коробки реверса и далее через цепную передачу на ведущий вал ходовой части. В последующем ведущие звездочки движут гусеницы снегохода. Изменение скорости движения снегохода происходит как за счет регулирования подачи топлива в двигатель, так и за счет изменения передаточного отношения вариатора в различных дорожных условиях при неизменном положении рычага газа.

На снегоходе "Буран" установлен двухцилиндрованный двухтактный двигатель с петлевой кривошипно-камерной продувкой. карбюраторный двигатель РМЗ-640 принудительного воздушного охлаждения включает в себя осевой нагнетательный вентилятор и кожухи обдува. Двигатель закреплен к раме в четырех точках с использованием для уменьшения вибрации резиновых армотизаторов. Регулировка расстояния между шкифами вариатора, производится путем перемещения двигателя. Для этого в подмоторном основании имеются пазы со шпилькой крепления. В процессе эксплуатации снегохода затяжки крепящих гаек должны периодически проверяться, так как расслабление их приводит к смещению двигателя и быстрому выходу из строя вариаторного ремня.

Ходовую часть и трансмиссию снегохода "Буран" составляют: гусеничный двигатель, опорно-поворотные лыжи, клиноременный вариатор и коробка реверса с цепной передачей.

На снегоходе "Буран" очень удобное двухместное откидное сиденье, пространство под которым можно использовать как багажник.

Ветровое стекло снегохода "Буран" выполнено из жесткого органического стекла. Это большой недостаток для такого типа машин. Достаточно сказать, что при охоте в лесу мне еще ни разу не удавалось встретить "Буран" с целым ветровым стеклом. При первой же лесной поездке, что подтверждено практикой. оно трескается и ломается.

Основной причиной поломки ветрового стекла являются деревья, согнутые под тяжестью снега. Охотник, проезжая под такой дугой, наклоняется и не всегда может правильно рассчитать высоту ветрового стекла и его проходимость под препятствием. Частой причиной поломки стекла бывает удар снегохода об наклонившееся дерево.

Охотнику, занимающемуся преследованием животных в лесу, лучше всего поменять заводское стекло на другое, изготовленное из более пластичного материала. На такое, например, которое устанавливается на снегоходах "Рысь" и "Скандик". Эти стекла, эластичные и гибкие, при ударах легко сгибаются, принимая из вертикального положения почти горизонтальное без видимых повреждений.

Другая опасность жестких ветровых стекол из оргстекла, установленных на снегоходах "Буран", - это возможность травмирования самого охотника при резком торможении или при ударе снегохода об препятствия (большие камни, стволы деревьев, валежник и т.п.).

Именно такой случай произошел со мной во время преследования волка в лесостепи. Добирая зверя, неожиданно потерял след. Сбросил скорость, и привстав с седла, стал всматриватся в снежную поверхность, пытаясь найти знакомую цепочку следов. Увлекшись поиском, совершенно не обратил внимания на припорошенный снегом пенек. Удар снегохода об него оказался ощутимым. Острый край ветрового стекла врезался мне в шею, отчего я на несколько секунд потерял ориентацию. Шоковое состояние прошло не скоро. Более того, после такого удара еще около двух недель трудно было глотать даже слюну.

Но надо сказать, что от более тяжких последствий меня спасло то, что на снегоходе было установлено мягкое и эластичное    ветровое стекло "Скандика", имеющее вдобавок ко всему мягкий резиновый ободок по краям. Не представляю, что было бы, если вместо него оказалось стекло из жесткого материала, например, из оргстекла, как на снегоходе "Буран". Охотников, получивших травмы лица в таких ситуациях, великое множество.

У снегохода "Буран" ранней модификации имеется еще один большой не достаток. При движении задним ходом лыжа снегохода  втыкается в снег и из горизонтального принимает почти вертикальное положение. По "закону подлости" это всегда случается в самый пик охоты за волком, когда преследователь входит в азарт гонки и все мысли заняты только одним - быстрее настичь серого убийцу.

Охотник А.Хорченко из Аургазинского района Башкортостана рассказал, как он однажды на снегоходе "Буран" почти догнал волка, а тот, заметив приблежение охотника, пригнул через небольшую речку и ушел на другой берег. А.Хорченко почти у берега реки тормознул, а затем резко дал задний ход, чтобы пройти вдоль берега для поиски переправы. И сколько же было огорчения, когда лыжа при движении назад воткнулась в жесткий снег и целиком оторвалась от подвески. Охота была испорчена, ведь в такой ситуации мог помочь только специалист со сварочным аппаратом. Хорченко сумел возвратиться домой уже без лыж, с трудом управляя снегоходом и ругая себя за неосмотрительность.

В последних моделях снегоходов "Буран" эту проблему решили очень легко и просто. Установили резиновый треугольный буфер под штоком, что ограничивает угловое перемещение лыжи по вертикальной плоскости.

Для удобства регулирования скорости снегохода во время стрельбы многие некоторый охотники переставляют рычаг управления дросселем карбюратора (рычаг газа) с правой стороны на левую. Этот прием в какой-то степени оправдан на охоте в лесу, так как догнав волка, для стрельбы необходимо снять ружье с плеча и прицелится. А в это время волк успевает скрыться за деревьями, особенно если охота идет в густом лесу. Данное усовершенствование позволяет сэкономить мгновения, необходимые для того, чтобы сбросить рычаг газа. Снегоход при это продолжает двигаться по инерции.

Но не любые совершенствования снегохода оправданы. Например, некоторые охотники, особенно те, которые охотятся на ровной местности, для облегчения управления снегоходом, чтобы постоянно не держать рычаг газа, втыкают между ним и рулем деревянный клин. Таким образом, снегоход движется на определенной скорости, а у охотника не мерзнет большой палец от постоянного нажатия на рычаг газа.

Но во что же это может вылиться, повествуют два казахских рыбака, занимавшихся подледным ловом рыбы на реке Уель - далеко от деревни и дорог. Они были крайне удивлены, когда услышали в степи шум работающего двигателя, а вскоре, как "всадник безголовы", появился снегоход без водителя. проехав еще некоторое расстояние, машина в метрах пятидесяти от них уткнулась в крутой берег реки и заглохла.

Оказывается, охотник ехал по следам лисы и для удобства вождения воспользовался методом управления, описанным выше. Увлекшись изучением следов, неловко повернулся, и вылетел со снегохода. Спасло его жизнь то, что снег в степи в ту пору был жесткий. По насту, без запаса продуктов, без ружья и лыж ему пришлось шагать около 30 километров, пока не дошел до ближайшего аула.

А рыбакам - что? Они завели снегоход, погрузили улов и счастливые уехали домой, в совсем другой район Казахстана. Впрочем, информация в глухой степи, как это ни удивительно, доходит очень быстро, и уже через неделю, узнав о случившемся, они вернули снегоход горю-охотнику.

На ранних моделях снегоходов "Буран" очень тяжело ехать в положении стоя, из-за отсутствия опоры, ограничивающей движение ног в горизонтальной плоскости. Только в последних моделях площадка опоры для ног по бокам имеет приваренный уголок 1,5х1,5 см, длиной 40-50 см. Впрочем, это тоже плохо ограничивает скольжение ног.